Baby-best.ru » Теория раннего развития » Детская психология » Общение ребенка с взрослыми

Общение ребенка с взрослыми

28.02.2012 | Просмотров: 3046 |
 (голосов: 0)
Общение ребенка с взрослыми

Общение с взрослыми имеет большое значение для приобретения ребенком навыков поведения и познания, для его психического развития и формирование человека как социального существа.


Важность общения для человека обуславливается тем, что психическая и практическая деятельность не наследуется, а формируются под влиянием обучения и воспитания. Только с помощью взрослых ребенок, развиваясь, получает социальный опыт.


Роль общения с взрослыми


Прежде всего, малыш овладевает разными практическими действиями (берет и удерживает в руках игрушку, ест ложкой, пьет из чашки, строит из кубиков). Поэтому принято считать, что исходной формой общения в развитии человека является предметное, материальное общение, тесно связанное с практической деятельностью.


Согласно данным психологических исследований, благодаря общению с взрослыми у ребенка происходит развитие личности. Не случайно под понятием «общение» подразумевается целенаправленный процесс согласования действий двух или более человек.


Авторитет взрослого


В первые годы жизни происходят сильные изменения в процессе общения ребенка с окружающими. Главное преобразование заключается в том, что вместе с удовлетворением жизненно необходимых потребностей также появляется общение, необходимое для достижения практического результата. Со временем у ребенка возникает потребность в общении, направленном на достижение иных целей, помимо решения практических задач. Ребенку важно общение с взрослым как авторитетным носителем нравственного и общественного опыта и стремится получить оценку своих поступков и личностных качеств, научиться действовать как он, достигнуть с ним сопереживания и взаимопонимания.


Линия развития общения


Линия развития общения ребенка и взрослого происходит в направлении от простой формы к более сложной.


Как уже говорилось, у ребенка возникает потребность в общении с взрослым уже с первых дней, и оно направленно на удовлетворение первостепенных потребностей (в пище, тепле и т. п.). И в случае удовлетворения этих потребностей, они теряют основное значение и уступают место потребностям в движении, в получении впечатлений, в общении с взрослыми. Последняя потребность со временем становится ведущей и носит непосредственно-эмоциональный характер.


Роль инструментов общения


Систематическое общение ребенка с взрослым способствует его начальному познавательному развитию.


Учеными доказано, что влияние общения тем больше, чем раньше оно начато (до 2,5 месяцев). Роль инструмента (средства) общения начинают рано играть эмоциональные реакции младенца (улыбка, речевые и мимические реакции, крик). Уже на втором месяце общения с взрослыми, их слова и улыбка вызывают положительные ответные реакции — малыш замирает и сосредоточивается на лице взрослого. Через какое-то время он начинает улыбаться, появляются гуление и двигательное оживление.


Эмоциональное общение


Общаясь с ребенком на непосредственно-эмоциональном уровне, взрослый тем самым способствует развитию его ориентировочной активности. Это происходит, потому что взрослый является первым объектом для ребенка, и он же первоначально знакомит ребенка с окружающим миром. Благодаря общению с взрослым оживление ребенка быстро становится активной деятельностью, направленной на привлечение внимания взрослого.


Как утверждают психологи, у ребенка по отношению к взрослому можно очень рано наблюдать реакции, являющихся прообразом более сложных социальных взаимосвязей. Например, интерес и внимание к человеку говорит о том, что на него направлена специальная активность малыша. А если его поведение еще и эмоционально окрашено, то налицо другой компонент эмоциональной активности. Младенец начинает проявлять инициативу, стремясь продемонстрировать взрослому все свои умения. Также важной является реакция младенца на отношение к нему взрослого, он чувствителен к его настроению, эмоциональным проявлениям, к прикосновению его рук.


Внимание и любовь к ребенку проявляются в отношении к нему взрослого. Эмоциональное состояние взрослого четко улавливается младенцем и передается ребенку, эмоционально его заряжая. Отношение взрослого во время ухода за ребенком, занятий с ним и в повседневном общении, является причиной его первых радостей, и огорчений.


Деловое общение


После шести месяцев жизни малыша его общение существенно меняется, обогащается. Если в первом полугодии, как уже говорилось, между ребенком и взрослым присутствует эмоциональное общение, основанное на потребности в ласке и внимании, то после шестимесячного возраста этого становится недостаточно.


Когда ребенок начинает овладевать некоторыми речевыми реакциями, двигательными навыками и элементарными действиями с предметами, время его бодрствования следует занять посильными играми-упражнениями. В этом случае взрослый выступает не только как организатор, но и активный партнер, знающий, чего должен добиваться от ребенка и чему его научить.


Между взрослым и ребенком уже после шести месяцев должно установиться «деловое общение».

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Также ВЫ можете войти на сайт используя учетную запись Вконтакте или других сервисов

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Морская натуральная соль для детей