Baby-best.ru » Теория раннего развития » Детская психология » Как правильно общаться с ребенком второго года жизни

Как правильно общаться с ребенком второго года жизни

28.02.2012 | Просмотров: 5165 |
 (голосов: 1)
Как правильно общаться с ребенком второго года жизни

В начале второго года жизни ребенка в его поведении наблюдается противоречие между желанием осваивать близлежащее пространство и боязнью всего нового. С одной стороны, незнакомое неудержимо притягивает, и он делает шаги навстречу ему, а с другой — кроха эмоционально реагирует на новую ситуацию. Поэтому, как отмечают педагоги, это самый тяжелый период адаптации ребенка.


В этом возрасте взрослому рекомендуется:


  1. Для удовлетворения растущей у малыша потребности в освоении окружающего, обеспечить ему достаточную двигательную активность, то есть организовать окружающее пространство и правильно подобрать предметы и игрушки.
  2. Проявлять к ребенку чуткость, постепенно увеличивая его возможности в освоении окружающего пространства, приучать преодолевать посильные трудности, вызывая радость от достижения цели.
  3. Необходимо приучать малыша к общению с посторонними людьми и другими детьми, показывая образец внимательного, доброго взаимодействия с ними.
  4. Стараться вносить новое в жизнь малыша на фоне чего-то знакомого или находящегося в сочетании с ним.

Взрослый как пример для подражания


Маленький ребенок не владеет знаниями сущности отношений и вещей, поэтому чутко реагирует на отношение взрослого к чему-либо. Эмоциональная реакция взрослого рано становятся способом индикации и понимания ситуации и происходящего вокруг. Ребенок, не зная многого, по выражению лица взрослого определяет поступки окружающих, происходящее, отношение взрослого к его поведению.


В этом возрасте ребенок способен реагировать на слова взрослого «нельзя» и «можно», а также на слово «нужно». Фактором, определяющим его отношение к происходящему и помогающим сделать выбор действий, является выражение лица взрослого. Также в неясной ситуации и при появлении новизны ребенок сразу поворачивается к взрослому и всматривается в его лицо. При этом, обычно, дети выбирают наиболее близкого или знакомого человека, чья эмоциональная реакция наиболее понятна и легко считывается.


Это необходимо учитывать при общении с детьми второго года жизни. Доказано, что личные качества взрослого отыгрывают большое значение для создания душевного комфорта ребенка, потому что интимный характер общения характерен для раннего периода детства. Взаимоотношения с взрослыми строятся как бы на полутонах и зависят от его умения почувствовать малыша всем сердцем, настроиться на волну детства и чутко реагировать на изменения его поведения. В этом есть необходимость еще и потому, что ребенок второго года жизни не может словами выразить свои потребности и желания.


Роль руководства со стороны взрослого


Характер «делового общения» взрослого с ребенком второго года жизни существенно меняется. Как говорилось раннее, такое общение возникает во время выполнения несложных дидактических заданий с предметами (подбор и сортировка предметов по признакам).


Постепенно оно принимает форму совместной деятельности. Это важный аспект, поскольку предметная деятельность является главной в ранний период жизни, оказывающей развивающее влияние на ребенка, но при условии руководства со стороны взрослого.


Дети в этом возрасте уже могут воспринимать предложенное им задание и способ его осуществления, а также удерживать внимание до получения результата. Особую роль в данный период играет целенаправленное обучение ребенка.


Роль обучения ребенка


Общение взрослого с ребенком на занятиях подчиняется определенным задачам и требованиям, что обеспечивает его развитие. При этом нужно помнить о стимулировании активности и посильной самостоятельности ребенка. Ведь для него важен не только результат действий с предметами, а и сам процесс выполнения заданий. Ребенка интересует не только информация о предмете и его свойствах, он еще целенаправленно выявляет эти свойства и возможности их использования. Малыш учится предугадывать результат своих действий с предметами, прогнозировать ситуации. Это существенно обогащает умственную активность ребенка. Взрослый во время общения с ребенком должен научить его посильной самостоятельности, развивать познавательную активность, побуждать действовать целенаправленно для получения результата.


Приемы достижения положительного результата


Процесс выполнения действий, а также их результат эмоционально переживается ребенком. Важно учитывать, что неудачи огорчают его. Взрослый должен организовать взаимодействие с предметами так, чтобы малыш достигал определенного результата после некоторого количества попыток. Так как возможности ребенка второго года жизни невелики, надо исключать ситуации, в которых он постоянно бы претерпевал неудачи.


Это обеспечивается такими приемами:


  • Подбор материалов, доступных по содержанию и соответствующий возможностям детей.
  • Учет физиологических возможностей возраста: эмоциональность, утомляемость и тому подобное.
  • Организация занятий с использованием игровых методов и приемов.
  • Ориентация на эмоционально-положительную форму общения во всех ситуациях. Если у ребенка что-то не получается, взрослый должен настроить его на получение положительного результата, давая высокую оценку его действиям, и стремится вызвать у него активное подражание.
  • Общение с ребенком должно проводиться таким образом, чтобы он чувствовал себя в качестве «деятеля».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Также ВЫ можете войти на сайт используя учетную запись Вконтакте или других сервисов

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Морская натуральная соль для детей