С различными проблемами речи и письма сталкивается до 30% детей дошкольного и младшего школьного возраста. Одним из самых распространенных вариантов патологии, с которыми работают детские логопеды в Москве, считается дисграфия – состояние, обусловленное распадом или неполноценным формированием некоторых психических функций. Патология сопровождается стойкими ошибками во время написания текста, которые повторяются из раза в раз вне зависимости от объема словарного запаса, качества приобретенных навыков письма, опыта разговорного общения. Дисграфия не проходит самостоятельно по мере взросления ребенка и всегда требует комплексной терапии с участием логопедов, педагогов, психологов.
Разновидности нарушений

С учетом клинических признаков и степени повреждения психических функций специалисты выделяют пять основных типов дисграфии.
- Артикуляционно-акустическая. Обусловлена стойкими нарушениями в работе артикуляционного аппарата, проблемами звукопроизношения и трудностями фонематического восприятия. Характеризуется повторяющимися ошибками во время написания текста, когда ребенок буквально пишет так, как слышит, перенося неточности из разговорной речи в письменную. Даже при знании правил русского языка и алгоритмов написания отдельных слов ошибки повторяются, при этом может наблюдаться обратный процесс: неточности, пропуски и замена букв, допущенные на письме, малыш воспроизводит в разговорной речи. Такая форма патологии характерна для детей, страдающих фонетико-фонематическим недоразвитием речи, в том числе дислалией, ринолалией, дизартрией и др.
- Акустическая. Такой тип дисграфии сопряжен с нарушением фонемного восприятия, когда из-за проблем со слухом или по иным причинам фонематическое распознавание речи не сформировано достаточно или отсутствует полностью. Ребенок при акустическом типе патологии путает звуки и буквы, похожие по произношению, меняя их в произвольном порядке. Чаще всего это касается шипяще-свистящих, глухих и звонких звуков, например, «к-г», «с-ш», «д-т» и т.д.
- Аграмматическая. Возникает, как ответ на недоразвитие лексико-грамматической стороны речи. Состояние сопровождается множественными ошибками во время письма, связанными с неправильным использованием падежей, окончаний, согласований членов в предложении, неверным изменением слов по родам и числам. Дети с таким типом расстройства составляют предложения с неправильным или несогласованным порядком слов, теряют отдельные члены, нарушают привычную последовательность слов в предложении. Яркий пример аграмматической дисграфии – неверное написание и воспроизведение окончаний у прилагательных («красивый собака», «красная мячик») и числительных («два девочка», «девять палка»).
- Дисграфия на фоне нарушения языкового анализа и синтеза. Наиболее распространенная форма патологии у школьников начальных классов. Сопровождается стойкими ошибками при письме, связанными с неверным разделением предложения на отдельные члены, а слов на слоги. Дети с таким типом дисграфии могут слитно писать предлоги и отделять приставки, не видя разницы между этими структурами языка, терять окончания, добавлять в слово лишние буквы, переставлять местами в словах слоги и отдельные символы.
- Оптическая. Обусловлена неправильным или недостаточным формированием зрительно-пространственного восприятия, часто встречается у детей с различными нарушениями зрения. Основным клиническим признаком такой формы расстройства становится замена букв графически схожими символами, например, «л-м», «и-ш», «х-ж». В некоторых случаях наблюдается зеркальное написание букв, часть детей при этом может добавлять в слова несуществующие символы.
Для определения конкретного типа дисграфии у младших школьников и воспитанников дошкольных учреждений специалисты проводят комплекс диагностики, в который могут входить различные методики определения навыков письма и чтения. В частности, используются:
- анализ письменных работ;
- оценка общего фонетико-фонематического, лексико-грамматического развития речи;
- анализ зрительного и пространственного восприятия;
- оценка состояния центральной нервной системы, органов зрения, слуха и артикуляционного аппарата;
- выявление навыков анализа, синтеза и дифференциации звуков, слоговой структуры слова;
- оценка грамматического строя речи и объема имеющегося словарного запаса.
Также в рамках диагностики проводится психологические консультации, направленные на выявление возможных психических отклонений и расстройств, для которых характерны те или иные формы дисграфии. При необходимости к обследованию привлекают неврологов, психиатров, генетиков и других узких специалистов.
































