
В процессе становления личности поведение ребенка постоянно меняется. Любое изменение в действиях и поступках малыша не случайно – оно всегда тем или иным образом связано с изменениями в его окружении. В зависимости от характера этих изменений (позитивных или негативных) у детей легко могут сформироваться определенные стереотипы в поведении. Порой, родители замечают у своих детей появление вредных привычек, с которыми невозможно (как они думают) бороться. Им кажутся почти неискоренимыми такие детские привычки, как откусывание ногтей, сосание пальца, ковыряние в носу, частое моргание, ритмичные покачивания и т. д.
Однако гораздо больше их начинает беспокоить нечто другое, что обычно присутствует у детей с «плохими» привычками. Взрослые начинают замечать, что их малыш стал плохо спать, вскрикивает во сне, у него появились ночные страхи или недержание мочи; в детском поведении появилась агрессивность. Со временем с огорчением отмечают, что их ребенок растет несамостоятельным, рассеянным, необязательным в учебе и других делах.
Чтобы предотвратить или устранить вредные привычки и стереотипы в действиях малыша, нужен самый тесный духовный контакт родителей с ребенком, последовательное и терпеливое руководство его деятельностью. Родителям нужно научиться быть чуткими и внимательными к малышу, заполнять все его свободное время разнообразными занятиями и быть достаточно требовательными (соответственно возрасту ребенка) в их выполнении. А главное – любить, чтобы ребенок всегда чувствовал поддержку с их стороны и рос уверенным и психически здоровым.
Вредные привычки приобретаются в определенный период развития детей, и часто взрослые склонны преувеличивать их значение. Некоторые из них ревностно берутся за исправление поведения ребенка, начиная постоянно одергивать: «Не качай ногами», «Вынь палец из носа», «Опять грызешь ногти!», «Не соси палец», «Не плюй» и т. п.
Такая реакция родителей понятна, потому что им не хочется безучастно смотреть на «нехорошее» поведение своего малыша. Однако сначала стоит задуматься, откуда оно возникло. Возможно, малыш всего-навсего копирует манеру кого-то из взрослых или полюбившегося героя фильма.
Дурные привычки могут очень быстро исчезнуть, незаметно для самого ребенка. Как правило, когда внимание ребенка всецело направляется на нечто новое – нежелательные привычки отодвигаются на последний план и совсем уходят. Когда родители концентрируют внимание малыша на его «нехороших» действиях, они сами того не желая, могут их усилить.
Вредные привычки у ребенка могут стать средством привлечения к себе внимания взрослых. В дальнейшем избавиться от них ему будет чрезвычайно сложно.
В раннем и дошкольном возрасте у некоторых детей заметно пристрастие сосать палец. Сосательная потребность обусловлена физиологией ребенка в младенчестве, но со временем она постепенно становится все слабее. Однако часть детей уже в детсадовском возрасте по-прежнему не могут обойтись без соски или пальца во рту, когда ложатся спать.
Как отучить малыша от этой вредной привычки? Детские психологи рекомендуют родителям находиться рядом с ребенком, когда укладывают его спать. Нужно посидеть рядом с сынишкой (или дочкой), спокойно поговорить с ним, рассказать сказку, некоторое время подержать его ручки, чтобы ребенок успокоился и заснул.
Кто-то из родителей скажет, что это может разбаловать ребенка, что нужно приучать его засыпать самостоятельно. Возможно, с «беспроблемными» детьми такой педагогический подход и правильный (хотя, нередко такое поведение является попыткой родителей отдохнуть самим от дневных хлопот). Однако если речь идет об искоренении вредных привычек, то лишь команды и сила ни к чему не приведут. Необходимо постоянное общение со своим малышом, спокойное, ежедневное, терпеливое и нежное. Общение перед сном очень положительно повлияет на ребенка: он станет спокойнее и уравновешеннее.
Для двух- и трехлетних детей своеобразным «успокоителем» может стать любимая игрушка, которая сможет отвлечь от привычных действий. Чем старше становится ребенок, тем труднее бороться с привычками, и тогда родителям нужно тактично внушать своему малышу мысль, что он справится, возлагать на него посильные обязанности, справляясь с которыми, малыш приобретет уверенность в своих силах.
Большинство приобретенных нежелательных привычек у детей бывают абсолютно безобидными и проходят произвольно, но бывают случаи, когда повторяющиеся действия свидетельствуют о серьезных нарушениях в общении с внешним миром или о заболеваниях. Поэтому, в первую очередь, нужно исследовать эти симптомы и определить, хватает ли вашему малышу любви, ласки и внимания.





































