Рождение ребенка – испытание семьи на прочность

В сказках, как известно, свадьбой заканчиваются все невзгоды героев. А в жизни со свадьбы, как говорят, все только начинается. 

Беременность, роды и уход за маленьким ребенком для современной городской девушки опыт абсолютно новый. Никто и нигде не учил ее этому (маловразумительные уроки по семейной этике и психологии в школе не в счет). Кстати сказать, даже кулинарии в школах учат гораздо охотнее, чем уходу за малышом. Видимо, министерство образования опасается, что обучение основам материнства вызовет у школьниц неконтролируемый порыв применить полученные знания на практике (хотя скорее всего произошла бы обратная реакция). 

Раньше в деревнях опыт ухода за младенцами и малышами молодая девушка осваивала, ухаживая за младшими детьми своей матери. Естественно, семьи тогда были многочисленнее теперешних. Даже если своего братика или сестрички младенческого возраста у девушки не было, она все равно так и ли иначе участвовала в уходе за отпрысками своих родственниц или по крайней мере соседей. Кроме того, заботы о деревенском хозяйстве сызмальства приучали девушку и физически, и так сказать психологически, к необходимости обеспечения потребностей семьи вперед своих собственных потребностей. 

У молодой мамы, родившей своего первенца, не было недостатка в опытных помощницах и советчицах. Продолжение жизни рода в традиционной культуре было окружено многочисленными ритуалами и нормами. Похоже, что в принципе исключалась ситуация, при которой молодая мама испытывала какие-то сомнения по поводу выбора того или иного способа ухода за ребенком, определения распорядка его дня, осуществления процесса кормлений и пр. Все давно было определено за нее. 

Городская среда разделила людей и семьи друг от друга. К тому же, мода на различные педагогические эксперименты, непрекращающиеся дискуссии по поводу того, как правильно воспитывать детей, внесли большую сумятицу в головы молодых родителей. Теория оказалась в отрыве от практики. И «благие намерения» в реальности стали приводить к печальным последствиям. 

Все это служит объяснением тому, что мало кто из молодых девушек представляет себе, как изменится ее жизнь с рождением ребенка. Про недосып и резко увеличивающиеся хозяйственные хлопоты все более или менее наслышаны. Про проблемы с весом и разные медицинские осложнения – тоже. Я же собираюсь остановиться на том, чему молодой маме предстоит научиться в психологическом плане (и к чему она в большинстве случаев является не готовой). Итак, она должна научиться: 

— нести ответственность за другого, целиком зависящего от тебя существа: т.е. принимать решения, от которых зависит здоровье и нормальное развитие ребенка; 
— стать более самостоятельной и организованной: поскольку далеко не каждый раз, когда это требуется, можно будет рассчитывать на помощь близких, в том числе мужа; 
— приспособиться к отсутствию времени «на себя»: на удовлетворение собственных потребностей в общении, развлечениях и профессиональной и личностной реализации; 
— перестроить взаимоотношения с родственниками мужа: их требования к молодой матери обычно оказываются выше, чем к жене или постоянной подруге; 
— взять на себя еще и ответственность за сохранение семьи: за то, чтобы у ребенка был отец, а между его родителями – приемлемые отношения; 
— пережить кризис в отношениях с отцом ребенка. 

Тему отношений молодой мамы с близкими родственниками после рождения ребенка (а первенца в особенности) в двух словах не раскроешь. Она требует как минимум отдельной статьи. Остановлюсь подробнее на отношениях молодых родителей. И поясню что я имела в виду под словом “кризис”. 

Мало кто из моих знакомых мамочек (да и ваших, наверное, тоже) выбирали себе мужа по принципу, будет ли он хорошим отцом и надежной опорой в трудные времена. И дело тут не в недостатке опыта. На момент образования пары, т. е. в период влюбленности, женщину часто привлекают иные качества. Большое значение при выборе играют факторы социального успеха, социального статуса. Образование, интеллектуальные и другие способности, широта интересов и круг знакомств до начала совместной жизни имеют, как правило, больший вес чем, например, готовность помочь по хозяйству или умение поступиться своими интересами ради близкого человека. 

С началом совместной жизни начинается переоценка достоинств и недостатков партнера уже с точки зрения межличностной совместимости. Большую важность приобретают такие навыки «общежития», как: внимание и чуткость друг к другу, готовность учитывать чужое мнение, верность данному слову, умение договариваться и планировать совместные действия и пр. Рождение малыша становится своеобразным экзаменом для родителей на умение приспосабливаться друг к другу в критических обстоятельствах. 

Про то, что психика женщины в период беременности становится очень уязвима, и что вследствие этого к беременной женщине нужно относится очень бережно, все знают. Но при этом иногда забывают о том, что родившие женщины также нуждаются в поддержке мужа и близких не меньше, чем беременные. У них обострены все чувства после родовой встряски, они резко оказались в новой для себя ситуации ответственности за беспомощного ребенка. 

Малыш кардинальным образом меняет жизнь своей матери, не оставляя ей на первых порах времени ни на что и ни на кого больше. Желанный это ребенок или нет, он подчиняет себе маму целиком и полностью. В отличие от женщин у мужчин принятие на себя новой роли отца – дело, так сказать, «добровольное». При желании отцу проще уклониться от своих новых обязанностей отца. У него есть куда «сбежать» — работа, друзья, увлечения «прошлой» жизни. Для него мир не перевернулся, как для женщины. 

Одно это неравенство в принятии на себя родительской роли уже может служить поводом для серьезных конфликтов внутри пары. Но самый главный камень преткновения, и самая частая причина ссор, как показывает практика, заключается в различиях в отношении матери и отца к своему ребенку. 

Влюбленная женщина, уверенная в своем чувстве и ответном чувстве партнера, как правило, ожидает, что его поведение по отношению к новорожденному малышу будет таким же, как и ее собственное. Т.е. восторженным, умиляющим и расстрагивающим до слез. Если ребенок желанный, он для мамы само совершенство. Подобного же «преклонения» перед малышом она ждет и от его отца. Мужчина же может вести себя совсем по-другому. Когда женщина видит, что мужчина не испытывает тех же чувств по отношению к его ребенку, это, как правило, полностью сбивает ее с толку. 

Часто мужчина, даже сильно желавший ребенка от любимой женщины, после его рождения ведет себя по отношению к нему довольно сдержанно, прохладно. Поведение отца может выглядеть, например, так: «муж приходит с работы, малой сияет — тянется, улыбается, болтает — обожает папу, а он… за ручку потере6ит, скажет «агу» и пойдет заниматься своими делами или возьмет на руки на пару минут и положит — ему, видите ли, скучно» (из письма одной мамы). Или так: в ответ на реплику матери: «посмотри, Анжелочка пошла!!!», — отец отвечает: «а ты что, сомневалась, что она пойдёт?» Мужчина может отказаться брать ребенка на руки, объясняя это страхом уронить или что-нибудь у него сломать. Или будет обращаться с малышом как с механизмом, не проявляя к нему никаких эмоций. 

Получается поразительная для женщины вещь – ребенок, вызывающий у нее бурю самых разных эмоций, оставляет равнодушным (во всяком случае, так кажется со стороны) не кого-нибудь, а своего собственного отца! Если истинные мотивы подобного поведения она не понимает, она начинает во всем сомневаться – любят ли ее, любят ли малыша, хотел ли папа его появления на свет и т.д. 

Все мы к тому же грешим верой в то, что влюбленное сердце должно угадывать наши желания без слов. Поэтому вместо того, чтобы признаться молодому отцу в своих сомнениях, мать часто начинает раздражаться и придираться к нему по мелочам. От чего отношения еще больше портятся и могут зайти в тупик. 

А разгадка заключена в различиях между устройством мужской и женской психики. Общение матери и новорожденного происходит в основном на уровне эмоционального взаимодействия. А мужчин с детства приучают скрывать свои эмоции, не давать волю чувствам. Поэтому они действительно не знают «с какого бока» подойти к малышу. Ведь общаться с ним привычным для них образом не получается. К тому же гордость от переживания своего отцовства часто смешивается у них со страхом перед новой ответственностью. Этот страх – следствие неготовности к принятию на себя новой роли отца. Как правило, он вскоре проходит. Если этого не происходит, кризис во взаимоотношениях пары затягивается. 

Читать также:  Ваш ребенок индиго?

Еще одной причиной, омрачающей молодому мужчине радость отцовства, является как правило неосознанная ревность к нему из-за того значения, которое он приобрел для его матери. Оттеснив тем самым молодого отца в сердце любимой им женщины на второй план. Что поделаешь, так уж устроена наша психика. Нужна особая психологическая работа и желание работать над собой в этом направлении, чтобы победить это некрасивое и не очень уместное чувство. 

Для снятия этого напряжения мужчина может выбрать самый легкий для себя путь — пореже бывать дома. Многие ищут утешения в работе или в компании друзей. Чем только укрепляет самые худшие подозрения молодой мамы. Которая, оказавшись без поддержки мужа в этот критический для нее период, может совсем разувериться в своем партнере. 

Из типичных жалоб молодого отца (разумеется, в мужском кругу): «она так изменилась, стала какая-то дерганая, и дома атмосфера накаленная – идти неохота». Жалоба с другой стороны: «он живет своей жизнью, ходит после работы с друзьями пиво пить, а я тут загибаюсь дома…». «Все они такие», — подхватывают подруги. «Да плюнь ты на все», — советуют друзья. 

Начинаются ссоры, взаимные упреки в непонимании… Да и родители с обеих сторон могут добавить. Мать – дочери: «твой отец вот также бросал меня, когда ты была маленькая». Или отец – сыну: «у твоей небось характер тоже испортился; твоя мать, помню, постоянно меня пилила». Упреки со стороны родителей партнера переживаются еще более болезненно, причем обеими сторонами – и старшим поколением, и младшим. 

Родители поистине могут сыграть самую деструктивную роль в жизни молодой пары в этот период первого семейного кризиса. Они могут буквально «разодрать» молодую семью на части, теша себя ошибочной мыслью, что спасли свое дорогое чадо от «этого чудовища», с которым это чадо неосмотрительно планировало создавать крепкую семью… 

Противостоять сильному давлению родителей даже с одной стороны очень сложно, особенно если «воевать» за сохранение семьи приходится только кому-то одному из молодых. И Он и Она должны «отлепиться от родителей своих и прилепиться друг к другу». Иначе семьи не получится. Так уж заведено, и заведено не нами. 

Как выходить из всего этого? Для этого надо понять две вещи. Во-первых, что должно получиться в итоге — как должны выглядеть отношения внутри семьи по мере преодоления кризиса. И, во-вторых, что можно посоветовать и чем себя поддержать в разгар семейных неурядиц. Жаль только, что мудрость всех этих советов, как правило, понимаешь уже когда «бои отгремели» и идет подсчет потерь с обеих сторон. Надеюсь на то, что кому-то прочитавшему эту статью, мои рекомендации помогут во время. Всегда хочется верить в лучшее! 

Опишу сначала отношения в молодой семье по мере выхода из кризиса. Найден новый приемлемый для обеих сторон уровень взаимодействия. Каждая из сторон отказывается от части требований друг к другу, принимая некоторые стороны характера и черты в поведении другого как данность. Например, Она смиряется с баней по субботам, а Он — с нерациональной (с его точки зрения) растратой денежных средств; Она привыкает к неожиданным визитам свекрови, а Он – к бесконечным телефонным разговорам с подругами и пр. 

Кризис миновал, если вместо двух «Я», непохожих друг на друга индивидуальностей с различными целями и желаниями, рождается некое «Мы». То есть Семья в истинном понимании смысла этого слова. Когда оба партнера осознают, что общие семейные интересы, например, забота о ребенке, выше и важнее их собственных интересов. Или по меньшей мере, когда партнеры демонстрируют готовность хотя бы иногда поступаться собственными интересами и желаниями в пользу семьи: совместного времяпрепровождения, разделения хозяйственных обязанностей, поддерживания связей с родственниками с обеих сторон, участия в каких-то семейных ритуалах. 

Трио Мама+Папа+Малыш становится неким целым тогда, когда оба родителя чувствуют себя частью этого целого. При этом некоторые потребности родителей частично начинают удовлетворяться ребенком. Например, потребность в любви и привязанности, безусловное ощущение собственной нужности и незаменимости. Ведь совсем маленький малыш способен дать взрослому человеку едва ли не большую любовь, чем кто-либо из взрослых! 

К тому же разница между родителями в отношении к ребенку постепенно начинает сглаживаться по мере его роста. Отец постепенно находит к нему подход и открывает для себя удовольствие от общения с ним. Особенно, если сам малыш начинает как-то выделять отца, искать его участия. Или мать в свою очередь убедится в том, что папа проявляет свою любовь к малышу, но делает это иначе, чем она сама. Именно с этого чаще всего начинается процесс взаимного сближения между родителями. 

По мере взросления ребенка у мамы высвобождается больше свободного времени. Она «вспоминает» о муже, начинает интересоваться его проблемами на работе, снова начинает разделять какие-то его увлечения. Папу в свою очередь могут начать интересовать успехи ребенка в познании мира, освоение им новых навыков, его взаимоотношения с другими детьми. Это отрада для матери. Она с гордостью может рассказывать отцу об успехах малыша или спрашивать его совета по поводу выбора методов воспитания в случае сложностей. С большим одобрением встречает папа попытки мамы вернуть себе былую физическую форму, больше ухаживать за своей внешностью и внешним видом. Он осознает, что это делается отчасти для того, чтобы привлечь его, понравится. 

Опыт работы с молодыми мамами выявляет следующую закономерность: чем быстрее мама решит свои проблемы, возникшие у нее с рождением малыша, чем быстрее она успокоится и найдет способы восстановления душевного равновесия (подруги, спорт, хобби и пр.), тем быстрее наладятся ее отношения с мужем. Значит женщина – это сильный пол, скажите вы. Что ж, часто жизнь это подтверждает. Со своими эмоциями женщине лучше всего справляться самой, а не ждать, пока этим займется мужчина. Конечно, мужчина может порой и утешить, и поддержать, но чаще всего это происходит так сказать незапланированно, а значит, не тогда, когда на это рассчитываешь. 

При налаживании отношений важно, чтобы кто-то захотел сделать шаг на встречу, и чтобы другая сторона оценила эту мирную инициативу. Здесь большую роль играет накопленный позитивный опыт по разрешению конфликтов в родительской семье, в семьях близких друзей, знакомых. 

Конечно, и при выходе из кризиса проблемы во взаимоотношениях пары останутся. Они есть всегда и у всех. Снимется их острота, невыносимость. Найдутся новые точки соприкосновения, откроются пути для сближения супругов. У обоих придет ощущение, что жизнь продолжается, что вместе жить можно. 

И в заключении вкратце остановимся на факторах, которые обычно играют на успех скорейшего преодоления кризиса. Помимо самой информации о том, что через этот кризис проходят все; и что это нормальный этап в развитии семейный отношений, оказывается важным: 

не раздувать обиды, не усугублять негатив по мере возможностей; помнить, что у партнера помимо недостатков есть еще и достоинства; 
не считать себя невинной жертвой, признавать (хотя бы наедине с собой), что недостатки есть и у вас; 
не давать родителям решать за вас, что вам делать и как себя вести; 
проявлять хоть какое-то желание и иметь хоть какие-то душевные силы, чтобы разобраться в мотивах поведения другой стороны. 
Понимание переживаний друг друга – ключ к примирению. Понимание обеспечит снисходительность к слабости другого. Для этой цели может послужить и консультация (в идеале парная) у опытного психолога. Или участие в хорошем тренинге для супружеских пар.

СТАТЬЯ НАЙДЕНА В СЕТИ