Развитие памяти у детей

Развитие памяти у детейКогда вы разучиваете с малышом небольшой стишок к празднику, то вряд ли подозреваете, какие сложные процессы происходят в его маленькой головке. Владеть и управлять своей памятью ребенок начинает учиться с самого раннего детства.

Что такое память?

Память нам дарована с рождения и является одной из высших психических функций человека. Запоминание ─ это многоступенчатый процесс, который состоит из восприятия, систематизации, сохранения и воспроизведения различной информации. Эти процессы тесно связаны и невозможны друг без друга. Если нарушен хоть один из элементов памяти, то это может вызвать у ребенка затруднение в обучении. Поэтому так важно развивать память малыша с самого раннего возраста.

Этапы развития памяти у ребенка

Раньше всего дети запоминают выполненные ими движения, потом сохраняют в памяти пережитые чувства и эмоции. Затем в детской головке откладываются образы вещей, далее ребенок запоминает и воспроизводит словесные описания событий и явлений, услышанные от других людей. А на самом последнем этапе ребенок уже запоминает вербальные образы невербальных явлений. Например, двухлетний ребенок упал и разбил коленку. У него в памяти отложится сам образ падения – асфальт, лицо матери и т.п. Однако, образы вещей достаточно быстро «стираются» из памяти, поскольку занимают намного больший объем, чем их словесные описания. Поэтому, если у малыша еще не сформировалась словесная память, он забудет о падении, как только пройдет боль, а если он уже способен запоминать словесные образы, то может запомнить это на всю жизнь. По этой причине мы можем без проблем реконструировать некоторые события нашего детства, правда, через несколько десятилетий они уже не способны вызвать эмоции.

Невербальная память сохраняет обычно лишь один-два наиболее ярких эпизода младенчества, да и то не всегда. Поэтому чем раньше вы начнете развивать словесную память у своего малыша, тем легче будет проходить обучение, и тем богаче будет его внутренний мир. Но, чтобы получить хороший результат, ребенок должен последовательно пройти все этапы развития памяти. Вот почему так важно с самого раннего детства начинать развивать память ребенка.

Особенности развития памяти у детей

Каждый новый тип памяти у ребенка формируется на основании предыдущих воспоминаний, поэтому развитие словесной памяти нужно начинать уже на базе двигательной, эмоциональной и образной памяти. При запоминании слов необходимо сопровождать их образами и тактильными ощущениями от предметов.

В младшем дошкольном возрасте образное мышление достаточно развито, поэтому лучшим способом для развития памяти детей являются ритмика и звук. Читайте ребенку стихи, пойте песенки, рассказывайте потешки, одновременно разыгрывая сценки, изображая героев (например, можно сделать куклы своими руками).

Читать также:  Повышенная активность у ребенка

В старшем дошкольном возрасте главным фактором в развитии памяти становится эмоциональный аспект (сопереживание героям), а также осуществление мысленных действий с персонажами. В 5-6 лет у детей появляется произвольная память на основе волевой мотивации, но они еще не знают, как улучшить сознательное запоминание слов. Здесь важно использовать правильные подходы к развитию памяти ребенка. К превеликому сожалению, некоторые мотивируют ребенка с помощью отрицательных эмоций («не выучишь стишок — не пойдешь на утренник»). Страх наказания побуждает ребенка запомнить стих, но надо помнить, что развитие памяти у ребенка – это средство, а не самоцель. И такой способ может привести к возникновению неврозов. Лучше научить ребенка правильно структурировать задание: понять какая задача перед ним стоит (выучить стихотворение), ее мотивацию (хорошо выступить на утреннике) и приемы, способствующие запоминанию. Повторяйте отдельные строфы, строки, направляйте вопросами («А что было потом?», «А что дальше?»). Так ребенок со временем постепенно сам научится осознанно запоминать текст, самостоятельно себя мотивировать и создавать образы, помогающие запоминать слова.

Игры для развития памяти

Для детей младшего дошкольного возраста — «Угадай, что исчезло».
Разложите перед ребенком 3-4 игрушки и попросите его рассмотреть их, потрогать и назвать, а потом отвернуться. Уберите или добавьте игрушку, пока ребенок не смотрит. Пусть малыш ответит, что изменилось. Количество игрушек надо постепенно увеличивать.

Для детей старшего дошкольного возраста — «Руки под стол».
Сначала говорите «Под стол!» и прячете руки под стол. Малыш должен повторить. Потом «На стол!», «Стучать!». Когда ребенок будет уверенно повторять движения за вами, можете начать его путать: озвучивать одну команду, а движение выполнять другое. Задача ребенка — выполнить команду, несмотря на несоответствие ей действия.

Для детей младшего школьного возраста — «Фотоаппараты».
Покажите малышу на секунду-другую картинку с любым изображением. Попросите ребенка подробно описать ее. Потом покажите другую, подобную первой, но с какими-то изменениями. Ребенок должен сказать, что изменилось. Еще вариант игры. Разложите перед ребенком предметы или игрушки (для шестилетнего ребенка 7 штук). Дайте малышу 30 секунд, чтобы запомнить, что и где лежит. Когда ребенок отвернулся, переставьте предметы, уберите что-либо или замените один предмет на другой. Задание: понять, что изменилось и максимально точно описать изменения.