
На протяжении первого и второго года жизни ребенка деловое общение усложняется, со временем приобретая выраженный познавательный характер. Эмоциональное общение взрослого с ребенком постепенно начинает сменяться общением, связанным с теми или иными предметами, окружающими малыша. Контакты принимают форму совместной деятельности, когда взрослый знакомит ребенка с окружающим миром, в том числе со способами действий с предметами.
Постепенно потребность детей в общении с взрослым усложняется. Переходить на более высокий уровень общения с ребенком необходимо своевременно, и не только воспитателю, но и родителям. Это очень важно, поскольку общение является главным условием умственного развития ребенка и формирования у него социальных навыков.
Первое стремление к самостоятельности
С появлением жизненного опыта и новых возможностей у ребенка формируется стремление к самостоятельности. В воспитании малыша начала второго года жизни это надо обязательно учитывать, ибо доказано, что при недостаточной двигательной активности, когда родители не учитывают потребность ребенка в освоении окружающего пространства, у него возникает кризисное состояние, проявляющееся в плаче, беспокойстве и тому подобном.
Годовалого ребенка уже не устраивает прежнее положение, когда взрослый все за него делал – кормил, умывал, одевал. Но в этом возрасте он еще не владеет такими навыками и умениями, чтобы обойтись без помощи взрослого. И это противоречие между возможностями и потребностями малыша может и должен помочь разрешить взрослый. Надо перестроить отношения с ребенком, организовать их на качественно новом уровне: не делать что-либо за ребенка, а выполнять это совместно с ним.
Потребность в освоении окружающего
У ребенка начала второго года жизни ярко выражена потребность в познании окружающего мира, которая проявляется в виде ориентировочно-исследовательской деятельности.
Малыша интересует буквально все, и его любопытство может быть удовлетворено только практическими, самостоятельными действиями. Но он еще не имеет достаточных умений действовать с предметами, навыков ходьбы, разговаривать. Он хочет что-то сказать, а не может выговорить и слова, хочет что-то взять, а не может дотянуться, хочет подойти к заинтересовавшему его предмету, а, сделав шаг, падает.
Тем не менее, потребность в освоении окружающего, невзирая ни на что, является фактором, способствующим активности ребенка.
Реакция на новизну
В начале второго года жизни у детей наблюдается обостренная реакция на новизну (новые игрушки, присутствие посторонних людей), и она не всегда положительная. К примеру, ребенок не так охотно, как раньше, идет на руки к незнакомому человеку. Он может сильно испугаться, увидев отрицательный типаж в какой-то игрушке (к примеру, бабы-яги, злого волка, гнома и т. п.) или выразительную маску, так как уже умеет выделять неприятные образы и предметы. Настороженность при появлении чего-то нового, является, по всей вероятности, формой активной ориентировки малыша на новизну ситуации. Такое явление также можно объяснить противоречием между возникшими потребностями в освоении окружающего мира и возможностями в их удовлетворении.
Освоение действительности и накопление опыта
В начале второго года жизни малыш овладевает важнейшими способностями — речью и ходьбой, что значительно расширяет возможности ребенка в изучении окружающей среды и является условием дальнейшего развития его познавательной активности.
В этом возрасте ребенок попадает в ситуации, которые часто сопровождаются неприятными ощущениями (к примеру, он может дотронуться до горячего или острого предмета и т. п.). Малыш стремится ко всему неизвестному, а неудачи подчеркивают противоречие между потребностями в познании окружающего мира и отсутствием способов их удовлетворения.
Так, появление осторожности закономерно и связано с освоением действительности и накоплением чувственного опыта.





































