
В начале второго года жизни ребенка в его поведении наблюдается противоречие между желанием осваивать близлежащее пространство и боязнью всего нового. С одной стороны, незнакомое неудержимо притягивает, и он делает шаги навстречу ему, а с другой — кроха эмоционально реагирует на новую ситуацию. Поэтому, как отмечают педагоги, это самый тяжелый период адаптации ребенка.
В этом возрасте взрослому рекомендуется:
- Для удовлетворения растущей у малыша потребности в освоении окружающего, обеспечить ему достаточную двигательную активность, то есть организовать окружающее пространство и правильно подобрать предметы и игрушки.
- Проявлять к ребенку чуткость, постепенно увеличивая его возможности в освоении окружающего пространства, приучать преодолевать посильные трудности, вызывая радость от достижения цели.
- Необходимо приучать малыша к общению с посторонними людьми и другими детьми, показывая образец внимательного, доброго взаимодействия с ними.
- Стараться вносить новое в жизнь малыша на фоне чего-то знакомого или находящегося в сочетании с ним.
Взрослый как пример для подражания
Маленький ребенок не владеет знаниями сущности отношений и вещей, поэтому чутко реагирует на отношение взрослого к чему-либо. Эмоциональная реакция взрослого рано становятся способом индикации и понимания ситуации и происходящего вокруг. Ребенок, не зная многого, по выражению лица взрослого определяет поступки окружающих, происходящее, отношение взрослого к его поведению.
В этом возрасте ребенок способен реагировать на слова взрослого «нельзя» и «можно», а также на слово «нужно». Фактором, определяющим его отношение к происходящему и помогающим сделать выбор действий, является выражение лица взрослого. Также в неясной ситуации и при появлении новизны ребенок сразу поворачивается к взрослому и всматривается в его лицо. При этом, обычно, дети выбирают наиболее близкого или знакомого человека, чья эмоциональная реакция наиболее понятна и легко считывается.
Это необходимо учитывать при общении с детьми второго года жизни. Доказано, что личные качества взрослого отыгрывают большое значение для создания душевного комфорта ребенка, потому что интимный характер общения характерен для раннего периода детства. Взаимоотношения с взрослыми строятся как бы на полутонах и зависят от его умения почувствовать малыша всем сердцем, настроиться на волну детства и чутко реагировать на изменения его поведения. В этом есть необходимость еще и потому, что ребенок второго года жизни не может словами выразить свои потребности и желания.
Роль руководства со стороны взрослого
Характер «делового общения» взрослого с ребенком второго года жизни существенно меняется. Как говорилось раннее, такое общение возникает во время выполнения несложных дидактических заданий с предметами (подбор и сортировка предметов по признакам).
Постепенно оно принимает форму совместной деятельности. Это важный аспект, поскольку предметная деятельность является главной в ранний период жизни, оказывающей развивающее влияние на ребенка, но при условии руководства со стороны взрослого.
Дети в этом возрасте уже могут воспринимать предложенное им задание и способ его осуществления, а также удерживать внимание до получения результата. Особую роль в данный период играет целенаправленное обучение ребенка.
Роль обучения ребенка
Общение взрослого с ребенком на занятиях подчиняется определенным задачам и требованиям, что обеспечивает его развитие. При этом нужно помнить о стимулировании активности и посильной самостоятельности ребенка. Ведь для него важен не только результат действий с предметами, а и сам процесс выполнения заданий. Ребенка интересует не только информация о предмете и его свойствах, он еще целенаправленно выявляет эти свойства и возможности их использования. Малыш учится предугадывать результат своих действий с предметами, прогнозировать ситуации. Это существенно обогащает умственную активность ребенка. Взрослый во время общения с ребенком должен научить его посильной самостоятельности, развивать познавательную активность, побуждать действовать целенаправленно для получения результата.
Приемы достижения положительного результата
Процесс выполнения действий, а также их результат эмоционально переживается ребенком. Важно учитывать, что неудачи огорчают его. Взрослый должен организовать взаимодействие с предметами так, чтобы малыш достигал определенного результата после некоторого количества попыток. Так как возможности ребенка второго года жизни невелики, надо исключать ситуации, в которых он постоянно бы претерпевал неудачи.
Это обеспечивается такими приемами:
- Подбор материалов, доступных по содержанию и соответствующий возможностям детей.
- Учет физиологических возможностей возраста: эмоциональность, утомляемость и тому подобное.
- Организация занятий с использованием игровых методов и приемов.
- Ориентация на эмоционально-положительную форму общения во всех ситуациях. Если у ребенка что-то не получается, взрослый должен настроить его на получение положительного результата, давая высокую оценку его действиям, и стремится вызвать у него активное подражание.
- Общение с ребенком должно проводиться таким образом, чтобы он чувствовал себя в качестве «деятеля».





































