С момента своего рождения ребенок привыкает к определенному психологическому микроклимату, режиму, способу кормления, традициям и отношениям в семье. Со временем у малыша вырабатываются навыки и привычки, в соответствии с ритмом жизни в семье, формируется свой стиль поведения адекватный условиям окружающей среды и требованиям взрослых.
Любые изменения в привычном для ребенка порядке жизни сказываются на его поведении. Это можно объяснить тем, что жизненный опыт малыш еще совсем мал и ему сложно приспосабливаться к новым условиям. Внезапное значительное изменение в режиме жизни ребенка при поступлении в дошкольное учреждение сказывается на его поведении и развивает отрицательные реакции. У малыша могут поменяться привычки, перестроится сложившееся представление о режиме кормления и сна, приемах общения со взрослыми. Процесс адаптации к новым условиям не у всех детей происходит быстро и легко.
Адаптация детей 5-6 месяцев.
Особенности поведения детей в период адаптации зависит от возраста ребенка. Приблизительно до полугода дети сравнительно легко переносят подобные перемены. У детей динамические стереотипы поведения еще только формируются. Дети в возрасте до 5-6 месяцев тяжело адаптируются к новым условиям, если изменяется режим вскармливания и температура окружающей среды. По этому при приеме детей столь раннего возраста воспитателю следует поинтересоваться у родителей, чем они докармливают ребенка дома, исключить из рациона ребенка новые продукты.
Адаптация детей 6-9 месяцев.
Малыши в возрасте 6-9 месяцев болезненно воспринимают изменения таких устойчивых привычек, как, сосание соски, пустышки, длительное убаюкивание на руках или укачивание перед сном. Чтобы малышу было легче приспособиться к новым условиям в саду можно оставить ему индивидуальную соску. Воспитателю понадобиться больше времени и внимания таким детям, почаще брать на руки, успокаивать.
Адаптация детей 10-18 месяцев.
Малыши в возрасте от 10 месяцев по полутора лет тяжело переносят расставание с родителями, не охотно идут на контакт с незнакомыми взрослыми людьми и детьми. При тяжелой адаптации к саду нарушается сон ребенка, он становится прерывистым и тревожным. Малыш отказывается от еды, нарушается аппетит, во время приема пищи наблюдаются рвотные порывы. Разрушаются приобретенные ранее навыки: ребенок не просится на горшок, затормаживается речь. Бывают случаи, когда дети хорошо ходившие дома ножками в яслях начинают ползать. Возможны и более сложные проявления плохой адаптации: повышается температура, наблюдается расстройство желудка, изменение кожи и пр. Здоровье ребенка имеет сильное влияние на период приспособления. Слабые, часто болеющие дети адаптируются тяжелее и дольше.
Характер адаптации
Характер адаптационного периода не в малой степени зависит от предыдущего опыта ребенка, уровня подготовленности его нервной системы к приспособлениям к новым условиям. Дети из больших семей с большим количеством родственников быстрее и легче привыкают к изменениям в жизни чем дети, окруженные малым количеством людей и растущие в однообразной обстановке. Очень многое зависит от взрослого. Как отнесутся взрослые к периоду адаптации, от их помощи, внимания и способности организовать жизнь ребенка в группе с другими людьми и детьми зависит последующее поведение малыша.
Группы детей по характеру поведения
Учитывая потребность детей в общении выделяют три группы по характеру различий в поведении.
Первая группа – дети, которые чувствуют потребность в общении с близкими взрослыми. Они очень переживают и плачут при расставании с родными. Адаптационный период у таких детей длится от 20 дней до 3 месяцев.
Вторая группа – дети, которые имеют малый опыт общения с незнакомыми людьми. Такие детишки привыкают к новым людям и условиям от недели до 20 дней.
Третья группа – активные, самостоятельные, любопытные дети, нуждающиеся в общении со взрослыми. Эти дети адаптируются быстрее остальных за 3-10 дней.
Подготовка перед поступлением в детсад
Одна из главных причин болезненного привыкания детей к условиям детского сада это несоответствие семейных правил и требований с детсадовскими. Вот почему еще до поступления малыша в сад нужно проводить работу с семьей. Уточняется режим в семье и объясняется важность переведения ребенка в режим соответствующий его возрасту. Обсуждаются навыки и привычки характерные для ребенка определенного возраста, характер общения, методы укладывания в кровать и способы кормления.
Первые дни в детском саду
В первые дни желательно не оставлять ребенка в саду на долго. Воспитатели выясняют как ласково зовут малыша дома, какие его любимые игрушки для того, чтобы быстрее успокоить малыша после расставания с родителями. Если малыш отказывается завтракать в садике, постарайтесь покормить его утром дома.
В первый день приведите ребенка в сад в 8-30, а забрать лучше перед обедом в 11-00, 11-30. Малыш пообедает дома и спокойно поспит. Родители должны приложить все усилия, чтобы помочь воспитателю побыстрее найти общий язык с ребенком. Маме можно прийти в конце дня на 2 часика в группу и провести время вместе с ребенком и воспитателем. Как только малыш найдет контакт с воспитателями, станет активным и более самостоятельным, присутствие родителей будет не нужно.
Поведение воспитателей в первые дни ребенка в саду
Лучше набирать новых детей с интервалом в 4-5 дней не более чем по 2-3 ребенка в группу. Не желательно переводить детей из группы в группу или менять персонал. В первые дни воспитатели должны наблюдать как ребенок ест, спит, бодрствует. Если малыш плохо ест, стоит заменить еду на более привычную для ребенка, покормить из бутылочки, как это дома делает мама, подержать на руках, приласкать, успокоить.
Когда малыш кушает с аппетитом, спокойно спит, общается с окружающими, можно сказать, что ребенок полностью адаптировался к новым условиям.





































