
Многие философы и ученые сделали вклад в развитие наук области педагогики, теории воспитания, изучения взросления детей. Фрейд, к примеру, создал теорию психосексуального развития личности, а Эрик Эриксон выделил 8 стадий психического и социального развития человека. Особенность его теории в том, что каждая стадия формирования личности ребенка и взрослого человека характеризуется Эриксоном, как два противоположных состояния психики, к примеру «счастье — отчаяние», «доверие — недоверие». Рассмотрим подробнее данную теорию развития.
Э. Эриксон описал развитие психики и социального восприятия человека в своей теории следующим образом.
В возрасте 0-1 год ребенок воспринимает окружающий мир в двух состояниях «я доверяю» и «не доверяю». Если я доверяю окружающим людям, обстановке, запахам, звукам, то чувствую себя в безопасности. Если же что-то вызывает мое недоверие (новый предмет или человек), то я чувствую себя в опасности, встревоженным – не доверяю.
1-3 года. Ребенком и его психическим состоянием руководит в большей мере чувство зависимости – от родителей, от своевременного приема пищи, сна. Впервые появляются, но еще не осознаются такие ощущения, как стыд и сомнения.
4-5 лет. В этом возрасте стыд, вина, сомнения уже ярко выражены и осознаются ребенком. Начинает впервые проявляться инициативность. Именно поэтому в таком возрасте советуют отдавать ребенка на различные курсы и занятия. Это позволит раскрыть полностью инициативность ребенка и найти себя в определенной сфере.
В 6-11 лет ребенок чувствует себя полноценным, практически самостоятельным, так как может уже многое делать сам и принимать определенные решения без участия родителей. Именно в этом возрасте он способен начать проявлять трудолюбие. Поэтому смело с 6-ти лет приучайте чадо помогать по дому, выполнять какие-то бытовые дела, понимать свои обязанности.
Ну и, наконец, проблемный возраст 12-16 лет. Понимание – непонимание. В это время приходит понимание принадлежности к определенному полу, с другой стороны непонимание форм поведения, соответствующего данному полу. Не понимая форм поведения, дети могут вести себя слишком вызывающе или же, наоборот, становится серыми мышками и подростками-отшельниками.





































