![]()
Метод Монтессори пользуется популярностью во всем мире. У нас тоже открываются детские сады, применяющие эту методику.
Все учителя таких детских садов обязательно проходят курс подготовки. Каждый Монтессори-учитель должен научиться особым педагогическим приемам, поскольку в методе Монтессори отсутствует классно-урочная система, а вместо школьных парт используются легкие переносные столы и стулья, также коврики для занятий на полу.
Здесь учитель в отличие от традиционной школы не является центром класса. Он не сидит постоянно за столом, а все время проводит в индивидуальных занятиях с детьми. При этом Монтессори-учитель не вмешивается в деятельность детей, и помогает только когда это необходимо!
Его задача — помочь детям организовать свою деятельность, найти свой уникальный путь развития и в полной мере реализовать свой потенциал. Со временем у ребенка формируется чувство независимости и собственного достоинства, потому что он научился выполнять жизненно важную деятельность абсолютно самостоятельно.
Ребенок с рождения – это личность, которая не принадлежит и не должна ублажать ни педагогов, ни родителей.
Как формируются группы Монтессори в детском саду?
В классическом варианте системы Монтессори дети начинают заниматься с 3-х летнего возраста.
Каждая отдельная группа в детском саду – семья, в которой вместе занимаются дети от 3 до 12 лет. Монтессори обратила внимание, что дети учат друг друга даже лучше, чем взрослые. Поэтому Мария сформировала свои классы из детей разных возрастов, разделив их на две группы. Первая — дети от 3 до 6 лет, вторая — от 6 до 12 лет. Пред ними стоят разные задачи. До шестилетнего возраста ребенок формирует свой разум, а после шести лет — активно осваивает культуру. Если дети развиваются каждый до своего предела и в своем темпе, то осваивать культуру еще можно в разных формах и направлениях. Монтессори считала, что оптимальное количество детей в группе это 15-20 человек.
Занятия здесь проводятся не групповые. Детям от 3 до 5 лет групповому занятию уделяется лишь 15 минут. Большая часть времени посвящается свободной работе с предметами окружающей среды, в том числе на улице и во всех помещениях детского сада — раздевалке, столовой и т.д.
Организовать работу второй группы значительно труднее, поэтому классов для ребят от 6 до 12 лет в мире гораздо меньше, чем классов для детей от 3 до 6 лет. Но в некоторых странах, таких как Нидерланды и США школ Монтессори достаточно много.
Монтессори-класс имеет множество зон: сенсорного, умственного, общего развития, географическую, математическую, языковую, естественно-научную и прочие. В каждой зоне есть свои занятия, в них дети учатся самостоятельно одеваться, чистить, перемешивать, мыть, пересыпать и переливать, рисовать, раскрашивать, вырезать и тому подобное. Помимо этого дети развивают мелкую и крупную моторику, учатся концентрировать внимание, изучают окружающий мир, а играя, изучают размеры, формы и цвета.
В Монтессори-классах на полу или на ковре нарисована ленточная линия в форме круга или овала, которая применяется для физических упражнений на развитие координации движений и равновесия, а также внимания.
Каждый ребенок сам выбирает зону для занятий и определенный Монтессори-материал, с которым ему хочется поработать. Он может выбирать, заниматься ли ему одному или с другими детьми. Ребенок всегда работает в собственном темпе, поскольку в методе Монтессори соревнований нет!
Многие Монтессори-школы еще добавляют такие зоны: иностранного языка, музыкальную, искусства, танцев и другие.
В зависимости от желания ребенка и его возраста, 1,5-2 часа в день уделяется свободной работе.
Развитие детей делится на пять областей:
- сенсорика (развитие органов чувств)
- навыки практической жизни
- математика
- родной язык
- космическое воспитание.
Космическое воспитание — термин, придуманный М. Монтессори. Он включает азы биологии и географии, химии и физики. По желанию родителей, если есть такая возможность, в группах проводят занятия иностранным языком, физкультурой рисованием, музыкой на основе философии Монтессори. От желания ребенка зависит выбор материала, с который он будет работать. Но, учитывая этапы развития детей, педагоги имею возможность мягко стимулировать процесс.
Обычно в детский сад Монтессори поступают дети в возрасте 2,5-3,5 лет. Поначалу они занимаются сенсорикой, которая дает основу для развития во всех сферах, и упражнениями из практической жизни — переливанием воды, пересыпанием песка и мелких предметов, мытьем рук, посуды, стиркой, глажением, застегиванием пуговиц, кнопок, молний, а также приобретают социальные навыки, делают физические упражнения.
Основная цель этих практических занятий — развитие самостоятельности, координации движений, мелкой и крупной моторики, привыкание к выполнению большого количества операций в определенной последовательности.
К 4-м годам у детей появляется интерес к математике и родному языку, хотя фонетическими играми и развитием речи начинают заниматься уже с 2,5-3 лет.
Важным моментом является поддержание порядка. Монтессори предложила приучать детей поддерживать установленный порядок с первого дня. Это не потому, что так хотят взрослые, а потому, что просто так удобнее самим детям. Монтессори считает, что порядок естественен для ребенка, просто он не всегда может его сам организовывать. Взрослый же способен создать условия, где порядок органичен. Педагог не проводит с ребенком долгие беседы и не наказывает его, а предлагает принять лишь одно правило: “Взял, поработал, положил на место”.
Чтобы занятия приносили пользу, учитель в течение 2-3 минут показывает, что нужно делать с предметами для достижения результата. Увлеченность взрослого захватывает детей, что помогает ему построить доверительные отношения с каждым ребенком и создать уникальную атмосферу, царящую в детских садах Монтессори.
Мария Монтессори не отрицала важной роли игры в развитии ребенка, но подчеркивала необходимость не ограничивать его деятельность исключительно игрушками. Она была противницей игр-подражаний, игр-замещений и ролевых игр, потому что дети одинаково “впитывают” и хорошее и плохое.
Основное место в методе Монтессори занимают игры-упражения, во время которых ребенок взаимодействует с предметами подготовленной среды. Также применяются игры по правилам, подвижные игры, только если из них исключены соревновательный элемент и сравнение ребят друг с другом.
Первое, что Монтессори выделяет в своем методе – это интерес. Второе — индивидуальный подход.
Дети, посещающие детский сад Монтессори, легко поступают в престижные школы и достаточно успешно в них учатся. Это объясняется тем, что они самостоятельны, наблюдательны, внимательны, более дисциплинированы, обладают широким кругозором, умеют концентрироваться на работе, рассуждать о проблеме, аргументировано отстаивать свое мнение, имеют внутреннюю мотивацию к познанию всего нового.





































