Метод Монтессори

Метод Монтессори

Мария Монтессори – это известный итальянский педагог, в ее честь было названо педагогическое направление – Монтессори-педагогика. В 1907 году она открыла свою первую школу, где занимались с умственно отсталыми детьми. Так с помощью своеобразных заданий и упражнений, а также применения принципа саморазвития, когда ребенок занимается сам, эти дети добились таких успехов, что к школьному возрасту они по своему развитию превосходили нормальных детей. Это настолько поразило М.Монтессори, что она в результате напишет: «… что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?»

 

Монтессори отдавала себе отчет, что для духовного развития детей важно научить их чувствовать. Ее педагогический талант раскрылся, прежде всего, в развитии у детей сенсорики и моторики, а также навыков чтения, письма и счета.

Главное в педагогике Монтессори

С самого рождения ребенок рассматривается как личность. Каждый ребенок уникален.

 

Это главное отличие Монтессори-педагогики от других педагогических направлений. Детям дают возможность самостоятельно развиваться; и это происходит спонтанно, а если необходима помощь взрослого, они ее получают. Задача взрослых — организовать среду для детей, в которой они уже движутся сами.

Основные принципы метода Монтессори

Метод Марии Монтессори основан на принятии ребенка таким, какой он есть, и на принципе наблюдения за ним в естественных условиях.

 

Основным принципом метода является сподвижение ребенка к самообучению, к саморазвитию и к самовоспитанию. Девиз метода Монтессори звучит так: «Помогите мне сделать это самому».

Сенситивные периоды восприятия мира

Самое главное – это понимание того, что мир взрослых и мир детей — это абсолютно разные миры.

 

Монтессори открыла одно из самых важных различий детского мира от взрослого — это наличие сенситивных (наиболее восприимчивых) периодов развития ребенка. Их несколько, и в старшем возрасте они уже не повторяются.

Читать также:  Можно ли давать детям суши?

 

Сенситивные периоды восприятия мира – это периоды развития определенных участков мозга и, следовательно, в это время нужно создавать вокруг ребенка среду, способствующую развитию навыков, непосредственно связанных с этим участком.

 

Современные психологи подтверждают, что в возрасте до 6 лет есть периоды жизни продолжительностью от 1 года до 3 лет, когда ребенок легко и абсолютно естественно обучается:

  • до 6 лет развивается речь;
  • до 5,5 лет происходит сенсорное развитие;
  • с 2,5 до 6 лет — появление и закрепление социальных навыков, когда детьми легко воспринимаются формы вежливого или же грубого поведения, которые в результате становятся нормой их поведения;
  • до 3 лет длится период восприятия порядка и активного взаимодействия со взрослыми людьми.

Если опоздать или в определенное время не воспользоваться возникшими возможностями, то дети могут утратить интерес к этому навсегда, или это может обернуться неприятными неожиданностями после шести лет.

 

Метод Монтессори опирается на три основополагающих: ребенок, окружающая среда, учитель.

 

Ребенок самостоятельно учится с помощью специальных материалов, разработанных Марией Монтессори. В них изначально заложена возможность самоконтроля, то есть ребенок сам видит свои ошибки, и нет необходимости взрослому указывать на них. Роль же учителя заключается не в обучении, а лишь в руководстве самостоятельной деятельности ребенка.

Что такое дидактические Монтессори-материалы?

Это что-то среднее между развивающими играми и учебными пособиями, которые обязательно(!) изготавливаются из натуральных материалов.

 

Монтессори-материалы усовершенствовались в течение почти 100 лет! Монтессори придумала огромное количество материала, потом наблюдала, какие детям по разным причинам не подходят или не нравятся. В результате приблизительно 70% материалов было отбраковано. Для изготовления материалов используются ценные сорта дерева, все они делаются очень качественно, некоторые из них довольно сложны в изготовлении. В связи с этим Монтессори-материалы стоят достаточно дорого.